Blender Basics 4-rd edition/Chapter 1 - The Blender Interface

Материал из Blender3D.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Глава 1: Интерфейс Blender

Автор: James Chronister
Оригинальный перевод: Юлия Корбут aka Balista
Переработка текста: Азовцев Юрий aka gumanoed


Экран Blender'a

Много лет назад, когда я впервые обратил внимание на Blender и прочитал несколько уроков, мне показалось, что все просто и хорошо продумано. Но после первого запуска Blender я решил забыть о нем на какое-то время, т.к. я просто ничего не мог в нем сделать. Интерфейс Blender очень сильно отличался от интерфейса других программ, с которыми я работал ранее. Я решил повторить попытку, и после нескольких недель многие вещи стали обретать смысл, и я почувствовал потенциал этой программы. Даже если вы знакомы с предыдущими версиями Blender, то в версии 2.5/2.6 произошли большие изменения! Вот что вы увидите после запуска:



Вы смотрите на сцену, состоящую из куба, лампы и камеры. Куб - стандартный меш-объект, присутствует в сцене, чтобы было на что смотреть, лампа - для освещения сцены, камера - для определения точки отображения сцены.
3D-курсор
3D-курсор
Старые версии Blender могут запускаться со сценами другого вида, но идея остается той же. 3D-курсор в центре куба используется для определения места добавления новых объектов. Вы можете перемещать его щелчком левой кнопки мыши. Наряду со знакомым вам выпадающим меню, на экране вы видите окна различных типов, позволяющие выполнять различные операции. О том, для чего они нужны и как их переключать, мы поговорим чуть позже.


Blender работает со слоями так же, как и другие программы, в которых вы можете поместить объекты в различные слои и отображать их только когда это необходимо. Вам определенно стоит освоить работу со слоями. Когда ваши сцены станут больше и сложнее, включая и выключая слои, вы сможете ускорить работу программы и облегчить процесс манипуляции объектами.
Для перемещения объекта в другой слой выберите его щелчком Правой Кнопкой Мыши (ПКМ) и нажмите клавишу "M". Попробуйте проделать это с кубом и выберите другой слой. Заметьте, если вы переместите куб на неактивный слой - он исчезнет. Для того, чтобы сделать слой видимым, просто щелкните по нему (ЛКМ). Для включения видимости нескольких слоев - удерживайте клавишу Shift во время щелчков ЛКМ. Слои, в которых есть объекты, отмечены точками. Для включения видимости всех слоёв нажмите "~"

image:BlenderBasics_4rdEdition2011-13_4.png


image:BlenderBasics_3rdEdition2009b-13_5.jpg

Робо-Чувак спрашивает: "Как в Blender выбрать несколько объектов?"

Удерживайте клавишу Shift и выделяйте объекты ПКМ (правой кнопкой мыши).

Типы Окон

Blender имеет различные типы окон, и каждое окно может быть переключено в любой тип. Например, ваш экран при запуске программы имеет 5 окон (как на иллюстрации выше), Окно Информации с настройками среды сверху, Окно 3D вида и Окно Шкалы Времени. Справа Окно Структуры Сцены и Окно Свойств Объекта. Кнопка изменения типа окна находится в левом нижнем, либо в левом верхнем углу каждого окна. В этом меню большое количество доступных типов окон.

Наиболее интересны для нас следующие типы окон:


Готовые настройки рабочего пространства

В Blender имеется ряд готовых настроек рабочего пространства, которые представляют собой оптимальное расположение окон различного типа для определенного рода задач. Вы можете переключать их в выпадающем меню сверху. Кроме варианта "Default" (по умолчанию) вам доступно еще 5. Вы можете выбрать тип организации окон в зависимости от того, что собираетесь делать.


Окно Пользовательских Настроек

Окно Пользовательских Настроек можно вызвать из выпадающего меню "File". Здесь вы можете настроить Blender так, чтобы он реагировал на ваши действия как нужно вам. Если вы хотите, чтобы эти настройки применялись каждый раз при запуске Blender, сохраните их нажатием на кнопку "Save As Default" или сочетанием клавиш Ctrl "U".

Робо-Чувак говорит:

Будьте аккуратны и выполняйте операцию Save As Default только перед началом создания сцены и только на домашнем компьютере (не в колледже). Если во время сохранения настроек у вас открыта какая то сцена - эта сцена будет появляться при каждом запуске Blender. Она станет базовой сценой и заменит собой привычные куб, лампу и камеру!

image:BlenderBasics_3rdEdition2009b-13_5.jpg


Blender довольно хорошо работает с настройками по умолчанию, но вам может потребоваться изменить настройки, например для адаптации под ваш стиль работы или под возможности вашего компьютера. Используя закладки вверху окна, вы сможете получить доступ к различным настройкам среды. Вот описание разделов и наиболее часто используемых настроек:

Открытие, Сохранение и Прикрепление Файлов

В Blender, так же как в других программах, есть функции Открытия и Сохранения файла, но с некоторыми особенностями. В Blender команда "Open" используется для открытия .blend файла, а "Append" для добавления объекта (лампы, камеры, материала и т.д.) из другого файла Blender (.blend) в текущую сцену. Вы можете использовать команду "Open" для импорта VRML (.wrl) и .DXF файлов, созданных в других программах. Это наиболее распространенные форматы обмена данными, с которыми работает большинство программ. Blender поддерживает широкий список форматов для импорта ("Import") и экспорта ("Export") сцен и объектов.

image:BlenderBasics_3rdEdition2009b-13_5.jpg

Робо-Чувак говорит:

Будьте внимательны и сохраняйте вашу работу достаточно часто! В отличии от других программ Blender не показывает диалог сохранения файла при закрытии программы - он просто закрывается, возможно, с потерей не сохраненных вами данных.


Команда Сохранения сцены

Когда вы впервые начинаете работать с Blender, кажется почти невозможным понять, как сохранить свою работу. Несмотря на значительные изменения в версии 2.5/2.6, интерфейс работы с файлами остался практически аналогичен старому, напоминающему MS-DOS. Кроме того, каждый раз, когда вы сохраняете работу с именем, уже существующим в каталоге, предыдущий файл копируется с новым расширением (.blend1). Это позволяет всегда иметь резервную копию файла при возникновении проблем. Вот что вы увидите по команде сохранения:

Команда Прикрепления объектов из других файлов (Append)

Когда Вам нужно вставить в вашу сцену какой-либо объект из другого blender-файла - вам необходимо воспользоваться функцией "Append" из выпадающего меню "File". После этого вам необходимо найти нужный .blend файл, затем выбрать, что именно вы хотите добавить из этого файла. Вы можете вставить в свою сцену любые объекты: камеры, лампы, меш-объекты, прочие объекты, а так же материалы, текстуры и т.д. Чаще всего появляется необходимость переносить меш-объекты. При добавлении меш-объекта все связанные с ним материалы, текстуры и анимации будут добавлены автоматически. Левой Клавишей Мышки (ЛКМ) вы можете выделять/снимать выделение с объектов в списке (удерживайте "Shift" для выделения нескольких объектов). Нажатие кнопки "A" выделит все объекты. После того, как вы выберете нужные объект, нажмите на кнопку "Link/Append from Library" в правом верхнем углу экрана.

Опция «Link» позволяет вам «связать» выбранные объекты из другого файла вместо их добавления (копирования) в текущую сцену. Эта опция позволяет менять объекты в файле-источнике, и эти изменения автоматически будут применяться к «связанным» объектам в вашей сцене.

Упаковка Данных

Если Вы планируете открывать свой blend-файл на других компьютерах, вам следует использовать функцию "Pack into .Blend file" (Упаковать Данные в файл), которая находится в меню "File" в разделе "External Data". По умолчанию текстуры и звуки не сохраняются внутри Blender файла. Это позволяет получать файлы небольшого размера. Каждый раз при открытии такого файла Blender ищет текстуры и звуки по определенным путям и помещает их в вашу сцену. Если их не удается найти, в вашей сцене не будет ни текстур, ни звуков. При "Упаковке Данных" файлы текстур и аудио добавляются в .blend файл. Теперь вы сможете открыть его на любом компьютере, однако размер файла значительно увеличится. Если вы упаковали данные, в верхней части экрана должно появиться изображение коробки - это значит, что данные успешно добавлены в .blend файл. Вы также можете выполнить "Распаковку" данных для уменьшения размера файла.

Импорт Объектов (из файлов другого формата)

Одной из сильных сторон Blender является способность программы работать с форматами файлов, созданными в других 3D программах. Самые популярные из них следующие:

Файлы VRML (.wrl) Множество программ имеют возможность экспорта сцен в формат VRML. Хороший пример - SolidWorks. Эти файлы импортируются в Blender без проблем, в большинстве случаев.
Файлы .DXF Этот очень популярный формат используют для экспорта и обмена данными такие программы как AutoCAD и SoftPlan. Опять же, Blender легко

работает с ним.

Для сохранения данных в файл одного из этих форматов, вы должны найти опцию "export" (экспорт) или "Save as" (Сохранить как) в программе, которую вы используете. В различных программах предусмотрены свои способы сохранения и экспорта. Обратитесь к справочному руководству той программы, которую вы используете. Чтобы импортировать данные из VRML или DXF файла в сцену Blender, вам следует воспользоваться функцией "Open" в меню "File". Программа поймет, что вы пытаетесь открыть нечто иное, чем .blend файл, и вставит его содержимое в текущую сцену. Теперь вам нужно найти объект(ы), который вы только что добавили. В зависимости от того, как они были начерчены, их нужно будет повернуть или изменить размер. Если команда "Open" не срабатывает, воспользуйтесь инструментом "Import".

С каждой новой версией Blender, список форматов импорта/экспорта увеличивается. Это делает Blender более совместимым с другими программами 3D моделирования и анимации. Наверняка, вы найдете в списке формат файла, с которым работают и другие программы на вашем компьютере.

Когда вы импортируете один .blend файл в другой .blend файл, не забывайте пользоваться командой Append. Это даст вам возможность выбирать элементы, которые вы хотите импортировать. Обычно требуется взять из другого файла лишь объекты (Objects) без камеры и освещения.

Если нужного формата файла нет в списке, проверьте раздел "Add-Ons" в меню Пользовательских Настроек. Там может оказаться скрипт импорта или экспорта в нужный вам формат, но в выключенном режиме.